ONLINE Газета
для семейного чтения

Понедельник 20 Мая 2019

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Третья колонка до полной батареи, или Тысяча километров за пятьсот рублей

Автор: Редакция
Дата: 18 April 2019
Просмотров: 200

Вопрос 1. Как заряжать?

Большинство современных электромобилей имеют на борту два зарядных разъема – один на постоянном токе, второй на переменном или один комбинированный. Основным является стандарт быстрой зарядки на постоянном токе мощностью 50 кВт. Он позволяет зарядить батарею обычного электромобиля на 80% за 30 минут или за 2 – 3 часа в случае батареи большой емкости. На азиатских электромобилях разъемы стандарта CHAdeMO (есть легенда, что на японском это созвучно фразе «Время на то, чтобы выпить чашку чая»), на европейских стандартах CCS (комбинированный разъем). Такой вариант зарядки возможен от напольной быстрой мультистандартной зарядной станции, которые устанавливаются в местах публичного доступа. В России пока таких станций не много, не более 100 единиц, но число их постоянно растет. Вспомогательный разъем на переменном токе – это вариант медленной зарядки (от 4 – 5 часов) с подключением к компактной настенной станции или переносному устройству с питанием от обычной розетки. У каждого электромобиля есть переносная зарядка, как у смартфона, но важно понимать, что это аварийный вариант и его не желательно использовать как основной, так как это менее безопасно. Во-первых, специализированная станция блокирует разъемы и это делает невозможным несанкционированное размыкание в процессе зарядки, во-вторых, в станциях обычно есть дополнительная система защиты от токов утечки, в-третьих, домашние сети не предназначены для работы с такой нагрузкой в длительном режиме (зарядка от переносного блока питания занимает 5–6 часов).

Вопрос 2. Сколько стоит зарядка?

Порядка 80% зарядных сессий происходит по медленному стандарту ночью дома, в этом случае стоимость определяется действующим тарифом на электроэнергию, и это наиболее дешевый вариант – около 50 руб. на 100 км. Зарядка на станциях публичного доступа сейчас в основном бесплатна, так как большинство установок  – это пилотные проекты. С появлением коммерческих зарядных сетей прогнозируемый тариф будет на уровне 10 – 15 руб. за кВт, тогда за 100 км придется заплатить от 200 до 300 рублей. Важный момент – организация системы оплаты и доступа к станциям, наиболее распространенный вариант это RFID-карты или мобильное приложение.

Вопрос 3. На сколько километров хватает одной зарядки?

Электромобили можно разделить на две группы: массовый сегмент – это электромобили c емкостью батареи для пробега на 100 – 150 км и премиум-сегмент – это электромобили, которые могут проехать на одной зарядке около 450 км. Технологии не стоят на месте, и можно прогнозировать, что к 2025 году запас хода электромобиля вплотную приблизится к классическим автомобилям.

Вопрос 4. Зачем вообще нужны электромобили и электробусы?

Электротранспорт – это комфорт и совершенно иные ощущения от передвижения. Вы отдыхали когда-нибудь в пробке? На электромобиле это легко! Это как новый гаджет, который особо не купишь, так как дорого, но если купишь, то обязательно станешь его поклонником и активным пользователем. Электротранспорт – это смена транспортной парадигмы, как переход от паровозов к электропоездам типа «Сапсан». С технической точки зрения электротранспорт неотъемлемый компонент концепции «Умный город» как один из факторов формирования комфортной среды для горожан. Для энергосистемы электротранспорт позволяет сгладить ночной провал потребления энергии. Для горожан электротранспорт – это чистый воздух и комфортный уровень шума на улицах.

Вопрос 5. Какая инфраструктура нужна городу для развития электротранспорта?

Обычно нормальное соотношение электромобилей и публичных быстрых зарядных станций 10 к 1. Идеальное соотношение это 8 – 10 публичных зарядных станций на 100 электромобилей и 80 – 100 медленных зарядных станций в местах длительной парковки (на паркингах ЖК, ТЦ, БЦ). Отдельная инфраструктура требуется для электробусов – пантографные зарядные станции на конечных точках маршрута и проводные зарядные системы в депо. Важным моментом является наличие компании оператора зарядной инфраструктуры, который будет заниматься вопросом мониторинга зарядных станций, поддержки водителей электромобилей, единой платежной системой и обслуживанием оборудования.

Интересные факты:

По состоянию на 1 января 2019 года в России было зарегистрировано 3,6 тысячи электромобилей. Это недотягивает даже до 0,01% от общего количества легковых машин в стране.

Бóльшая часть парка экологически чистых машин приходится на Nissan Leaf: их насчитывается 2,8 тысячи штук, что составляет порядка 80% от всех электрокаров. На втором месте по популярности оказалась еще одна японская модель – Mitsubishi i-MiEV (295 шт.). Дальше следуют Tesla Model S (211) и Model X (108).

В пятерку лидеров удалось войти и отечественному электромобилю: в России ездят 96 экземпляров Lada Ellada. Правда, сколько из них закреплено за различными ведомствами и институтами, а сколько реально эксплуатируется частными владельцами – большой вопрос.

Географическое распределение электромобилей в России является прямым следствием популярности праворульных японских моделей: примерно каждый пятый электрокар зарегистрирован в Приморском крае (735 шт.). Там их даже больше, чем в Москве (405), Подмосковье (141) и Санкт-Петербурге (106) вместе взятых.

«Электрички» относительно популярны в Хабаровском крае (308 шт.), Иркутской области (299) и Краснодарском крае (289). Также более сотни экземпляров числится в Амурской области (147 шт.). При этом уже в 75 субъектах РФ есть хотя бы по одному электрокару.