ONLINE Газета
для семейного чтения

Понедельник 22 Октября 2018

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Счастье – это когда о тебе вспоминают с благодарностью

Автор: Редакция
Дата: 12 Октябрь 2018
Просмотров: 71

Учитель и книги были когда-то для детей единственным источником знаний.

В начале сентября исполнился 91 год Вере Ивановне Ерховой, все свои лучшие годы посвятившей детям – работала она учительницей начальных классов в различных селах и городах России. Долгая, полная событиями жизнь – это не только повод для воспоминаний, но и возможность взглянуть на современность через призму своего богатого жизненного опыта. Как педагог с огромным стажем, она поделилась с нами своими взглядами на жизнь, современное образование и человеческое счастье.

Иные ценности – иная жизнь

– Вера Ивановна, что, по вашему мнению, в советской школе было такого, чего нет в нынешней?

– Дети сейчас совсем другие, но это случилось не сразу, не вдруг. Эти перемены я почувствовала уже в последние годы своей работы. Раньше было больше дисциплины, ученики ценили авторитет учителя, были более послушны и вежливы. А вся проблема в том, что именно тогда, в 80-е годы, начали меняться представления взрослых о жизненных ценностях, уже не стало прежних крепких семейных отношений, начали расшатываться нравственные устои, и все это отразилось на детях. Появились и грубость, и расхлябанность. Видимо, уже тогда в обществе произошло смещение представлений о ценностях, и материальное благополучие стало считаться важнее любви к близким, искренности в дружбе, ответственного отношения к делу. То, что в семье начали уделять меньше внимания детям, было заметно даже по младшим школьникам. В 50-е, 60-е и даже 70-е годы родители и учителя были союзниками, они сотрудничали друг с другом в деле воспитания детей. А вот уже в конце 70-х родители начали чаще болезненно реагировать на претензии педагогов к их детям, идти на конфликт. И убеждать их в том, что учитель также хочет блага для их ребенка, становилось все труднее. А о том, что было дальше, после того как я ушла на пенсию, мне и подумать страшно. Общество стало другим. Раньше алчность и стяжательство считались пороками человеческой натуры, теперь же их возвели в ранг достоинства. Это неправильно. Но надо уметь жить в любые времена.  

– На чем держались авторитет учителя в советские времена и высокий престиж этой профессии?

– Я из учительской семьи. И мама моя была учительницей, и сестра. Мама, обычный сельский педагог, даже была награждена за свой труд высшей государственной наградой – орденом Ленина! Возможно ли что-то подобное сейчас?

Но дело не только в традициях. Детям вообще свойственно стремиться к знаниям, открывать для себя мир, в котором мы живем. И раньше, особенно в сельской местности, учитель был единственным источником этих знаний. Учитель и книги! Только через учителя этот мир ребенку и открывался. Потом появилось телевидение, а сейчас еще и Интернет проник почти в каждый дом. Пока учитель занят составлением планов и отчетов, ребенок черпает всяческие знания оттуда – причем не только полезные. Сейчас задача учителя не только в том, чтобы дать знания, но и в том, чтобы научить детей ориентироваться в том потоке информации, который на них обрушился, отличать добро от зла, дать нравственные ориентиры.

Сейчас учитель находится в более сложном положении. Так что требования к личности учителя, к уровню его профессионализма должны расти. А значит, и система подготовки учителей, требования к абитуриентам, поступающим в педагогические вузы, тоже должны повышаться. Но сейчас мерилом престижности профессии является денежный эквивалент, а уборщица в столичном банке получает больше любого провинциального педагога. В этом-то и проблема.

Воспитание детей – забота о собственном будущем

– Но и сейчас есть семьи, где родители принципиально не держат дома телевизора, а доступ в Интернет строго дозируют и для себя, и для детей…

– Можно, конечно, пытаться ограничивать доступ детей к Интернету, но, как говорится, запретный плод становится лишь желаннее. С другой стороны, если такие семьи появились, значит в людях вновь начало просыпаться понимание, что правильное воспитание детей – это еще и забота о собственном будущем. Но сейчас и само школьное образование находится в непонятном положении. Нет единства программ, образовательных стандартов, и даже количество учебных дней оставляется на усмотрение школьной администрации.

– Среди ваших учеников кто-нибудь стал педагогом? Общаетесь ли вы с ними?

– Ко мне иногда заходят две мои ученицы – одна работает в школе, другая – в колледже. И обе говорят, что проблем множество. Во-первых, отчитываться в письменном виде сейчас приходится чуть ли не за каждое слово, сказанное на уроке, а это съедает все время. Во-вторых, сейчас учитель без разрешения родителей не имеет права заставить ребенка даже с доски стереть. А ведь когда-то считалось нормой приучать детей к труду. Я со своими учениками выходила и на сельхозработы. Даже в городской школе вмести с детьми занимались благоустройством пришкольной территории. Участки были закреплены за каждым классом, и успеваемости это нисколько не мешало. В конце концов, отдых – это смена деятельности. И в классах сами дети убирались – и подметали, и полы мыли. А сейчас даже стереть с доски считается эксплуатацией детского труда. Вообще-то о том, что сейчас происходит в школе, я узнаю только по радио и от знакомых, даже не знаю, есть ли там сейчас уроки трудового воспитания, но, если следовать современной логике, то и уроки физкультуры придется запретить – там же физические нагрузки.

– Сейчас в одном классе могут учиться дети из обеспеченных семей и из тех, что едва сводят концы с концами. Это правильно?

– А как по-другому? Все должны иметь равные возможности хотя бы в образовании. Суть-то человека не в том, насколько модно и дорого он одет, а в том, что у него в голове, в том, есть ли у его желание и способность учиться, умеет ли он общаться с людьми. Ума не купишь. А завидовать тем, кто может позволить себе дорогие побрякушки, не стоит. Вероятно, задача учителя сейчас осложняется еще и необходимостью поддерживать мир, стабильность и нормальные отношения в таком неравном детском коллективе. Но дети и в прошлом веке одинаковыми не были – и учились они по-разному. Но тогда учитель был обязан дать им определенный набор знаний. Кто-то справлялся в учебное время, с кем-то требовалось заниматься дополнительно. А теперь без репетиторов мало кто обходится. Странно даже слышать о таком, что школа не дает тех знаний, которые сама же потом требует на экзаменах. Дети никогда не были одинаковыми, но отношение к ним должно быть равным. К нам в Теньковку во время войны эвакуировали детей с оккупированных немцами территорий, для них там организовали детский дом, и никто не видел разницы между местными детьми и эвакуированными. Всех учили и обо всех заботились одинаково. Так что школа должна быть таким местом, где все равны, независимо от социального статуса.

Деньги не делают человека счастливее

– Раньше выпускников педагогических вузов и училищ отправляли на определенный срок работать в сельские школы. Как вы думаете, не стоит ли возобновить подобную практику?

– Я сама после училища отправилась в родное село, и меня не надо было распределять. Учитель начальных классов – самая универсальная педагогическая профессия. Я преподавала и русский язык, и рисование, и пение, и физкультуру. Но специалист, которого отправляют куда-то чуть в принудительном порядке, едва ли будет хорошо работать. Надо создавать такие условия, чтобы люди сами стремились на работу в село. И главное, сейчас молодежи после окончания вуза непросто найти работу по специальности в городе, а в село все равно никого не заманишь. Конечно, каждый человек стремится к чему-то большему, к чему-то лучшему. Человеку, особенно молодому, должно быть свойственно иметь мечту, но при современной системе образования даже с этим возникают проблемы. Раньше дети мечтали стать космонавтами или, в крайнем случае, летчиками, а сейчас девочки хотят стать моделями, а мальчики кем угодно, лишь бы денег было побольше. И мало кто понимает, что сами по себе деньги человека счастливее не делают. Богатство порождает зависть, зависть – конфликты, а кто пребывает в постоянном состоянии стресса, тот долго не живет. И уж точно счастливым ему стать не проще, а сложнее.

– А себя вы считаете счастливым человеком?

– Мне есть что вспомнить. Есть множество людей, которые вспоминают обо мне с благодарностью. Если это счастье, то да – считаю.

Василий Залесский, фото автора и из архива Веры Ивановны Ерховой