ONLINE Газета
для семейного чтения

Четверг 1 Октября 2020

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Рождество Христово – мир, любовь и доброта

Автор: Редакция
Дата: 26 Декабрь 2019
Просмотров: 1043

Это только кажется, что до великого христианского праздника еще очень далеко. На самом деле, мы даже не заметим, как пролетят недели, дни… Не успеет Дед Мороз распрощаться с нами, как начнется череда знаменательных дат, открывающих новый, 2020 год.

          Вифлеемская звезда   

          Откроет парад православных торжеств Рождество Христово, которое, к слову будет сказано, широко отмечают более чем в 100 странах мира. А разве может быть иначе, если в этот день теперь уже более двух тысяч лет назад в маленьком даже по тем временам еврейском городке Вифлееме произошло небывалое в истории человечества событие: здесь сверхъестественным образом у Пресвятой Девы Марии родился Иисус Христос.

            Опуская многие библейские подробности, остановимся тем не менее на некоторых фактах столь величайшего для нас события. Это было время, когда по приказу римского цезаря Августа в Палестине должна была начаться перепись населения. Документ предписывал каждому гражданину данной территории явиться в город, в котором было положено начало его роду. Следуя приказу, Мария и ее обручник Иосиф поспешили в Вифлеем.

Переход был долгим, утомительным и опасным. А впереди уставших путников ждало еще одно испытание. Оказалось, что все до единой гостиницы, да что там – каждый дом, уже были заняты прибывшими на перепись людьми.  Между тем длительный переход требовал основательного отдыха, особенно для Марии, которая ждала первенца. После некоторых поисков пришлось удовольствоваться пещерой, в которой заботливые пастухи в зимнее время укрывали от непогоды и стужи своих овец и коз. К счастью для путников, она оказалась сухой и относительно теплой. Здесь у Марии и появился на свет Богомладенец. Родился он без мук и страданий для своей Матери и спокойно лежал в кормушке для животных, ставшей его первой колыбелью.  

            А теперь перенесемся на много столетий вперед, ближе к нашему, как принято считать, просвещенному веку. До октября 1917 года Рождество в России, как и во всем христианском мире, отмечалось 25 декабря. Но после Октябрьского переворота Россия вскоре перешла на новое летоисчисление – стала праздновать Рождество 7 января и шагать со всеми «в ногу», похоже, не собирается.

            Справедливости ради отметим, что Рождество в Республике Советов некоторое время оставалось государственным праздником и выходным днем. Но потом начались гонения. Новый год перенесли с 25 декабря на первое января. Потребовались многие десятилетия, прежде чем Рождество «восстановили в правах» и вернули ему статус всенародного праздника. Произошло это в декабре 1990 года.

            Сейчас в ночь с 6 на 7 января в православных храмах проходят рождественские богослужения, с торжественностью которых не могут сравниться службы никаких других конфессий.

 Сразу же после этого наступает время рождественских Святок, которые проходят целых 12 дней. А это для молодежи самое веселье! Тут тебе и костюмы, и переодевания, и ряженые, и колядки… Церковь к этому относится строго, без одобрения: что ни говори, а налицо язычество. Но куда там! Гуляющих не остановить.

Говорят, что народные гуляния и веселые рождественские обряды получили в России хождение с легкой руки государя Петра Алексеевича. Современники отмечали, что при всей легкости на расправу, необузданную вспыльчивость и самоуправство он тем не менее был большим затейником, гораздым на всякие выдумки. При этом каждый, кто уклонялся от царских забав, получал суровое наказание. Так, например, в петровских «Деяниях» отмечен факт: «Григорий Камынин бит плетьми за то, что «быв написан в «славление» да не ездил».

            Но это больше для молодежи. У людей более зрелого возраста все и всегда обстояло иначе: торжественно и степенно. Что бы там ни говорили, а Рождество – праздник семейный, нешумный, без размаха и буйства. Во все времена он оставался всенародным. Отличают его радушие, хлебосольство, забота о ближних, готовность прийти на помощь в нелегкую минуту. Не без оснований считалось, что всякое доброе дело обязательно обернется для благодетелей сторицей.

            Рождественский пост – спасение души    

            Даже в годы испытаний и потрясений православная Церковь отличалась незыблемостью своих устоев. Достаточно сказать, что на целых шесть недель перед праздником устанавливается Рождественский пост, известный в народе как Филипповский. Это последний многодневный пост в году и один из самых продолжительных. Длится он с 28 ноября по шестое января включительно. Во время поста, как и в других подобных случаях, запрещается употребление в пищу мяса, сливочного масла, молока, яиц, сыра и других молочных продуктов. А по средам и пятницам и вовсе предписывается сухоядение, то есть хлеб и вода, сырые овощи и фрукты, орехи, мед.

            Чем дольше длится пост, тем он строже. С 28 ноября до 19 декабря – праздника Святителя Николая – по понедельникам разрешается горячая пища без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям – рыба. А вот с 20 декабря по первое января по вторникам и четвергам уже нельзя есть и рыбу, хотя разрешается горячая пища с маслом.

            Самая строгая часть поста приходится на предпразднество Рождества Христова, которое длится с 2 по 6 января. В это время по понедельникам, средам и пятницам соблюдается сухоядение, по вторникам и четвергам разрешена горячая пища без масла, и только по субботам и воскресеньям – горячая пища с маслом. Нелегкое испытание, особенно для новоначальных.

            Особо стоит отметить, что запреты действуют как раз в то время, когда празднуется Новый год, и столы, естественно, ломятся от вкусностей. Это какую же силу воли надо иметь, чтобы отказаться от искушения! Действительно, есть от чего прийти в смятение при виде богато накрытого стола. Одна мысль о необходимости воздержания от любимых кушаний способна привести в смятение. Не каждому по плечу такая тяжелая ноша.

Все будет гораздо проще, если к соблюдению постов основательно готовиться. Говоря иначе, если вы никогда не постились, не надо сразу «бросаться в бой», переходить на питание по монастырскому уставу. Такая ревность не по разуму, говоря церковным языком, способна лишь принести расстройство здоровья, разочарование и обиду на весь белый свет. А в конечном итоге – желание махнуть на эту «затею» рукой и навсегда от нее отказаться, что, конечно же, будет большим грехом и злостью на собственное бессилие. Здесь ли до духовного очищения?

Между тем выход есть. Рекомендуется в таких случаях перед началом поста попросить совета у батюшки в православном храме, взять у него благословение. Он наверняка подскажет вам, что начинать нужно с малого: в течение года воздерживаться или хотя бы делать попытки воздержания от скоромного по средам и пятницам. Есть и такая практика, когда человек первый год воздерживается от мяса, второй – от молока, третий – от иных соблазнов … Долго, скажете вы? Это не тот случай, где нужна торопливость. Поспешишь – людей насмешишь. Здесь нужна основательность. Наступил, скажем, праздник, тот же Новый год. Почему бы заранее не приготовить себе постные блюда, чтобы сесть вместе со всеми за общий стол? Бокал шампанского? А почему бы и нет? Общее веселье? С удовольствием!

Православная церковь не ставит посты самоцелью. Патриарх Пимен говорил: «Телесный пост – это нечто подсобное, а самое основное – это пост духовный». Исходя из сказанного, священнослужители придерживаются возможности не слишком обременять нынешних прихожан излишними строгостями в соблюдении поста. Новичкам, ослабленным и больным людям, работникам тяжелого физического труда, беременным женщинам, старикам и детям обязательно дадут послабление.

Все равно не получается? Ничего страшного. Главное – не отчаиваться, не винить весь белый свет, прежде всего самого себя. Больше настойчивости, терпения – и все обязательно получится. Только не надо с места брать в галоп, иначе пост телесный окажется не более чем диетой. Более того, для человека, переполненного сознанием собственной значимости, превосходства над другими, надменностью, гордыней, он может даже оказаться вредным в духовном плане. Тем более если не связан тесными узами с воздержанием от великого множеств страстей и пороков, в нас живущих, искоренением злых дел, прощением обид … Почему так? Потому что пост является не целью, а средством исправления собственных ошибок, стремлением к смирению души, терпению и очищению от грехов.

В ночь под Рождество

Нельзя не упомянуть, что Рождественскому посту, как и большинству значимых православных событий, посвящено великое множество примет и поговорок. Вот лишь некоторые из них.

Вечером, в самый канун праздника, перед тем как сесть за стол, селяне обычно всей семьей выходили во двор, чтобы найти в небе путеводную звезду. И здесь же по приметам определяли виды на будущий урожай.

Снежная или облачная погода – ранняя весна, ненастный май, добрые хлеба.  

Звездная ночь – большой приплод скота и обилие ягод в лесу.

 Какая погода после Рождества – такая же и после Петрова дня (12 июля).      

            Женщины в этот святой вечер мотали клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные кочаны капусты. Устраивались гадания на женихов по злаковой соломке. Девушки гурьбой ходили ночью к запертым дверям церкви и подслушивали. Ту, которой почудился звон колокольчика, ожидало, по поверью, скорое замужество.

            Не забывали и про ушедших в мир иной. Мужчины в своих подворьях устраивали из сухого хвороста кострища с тем, чтобы родителям на том свете было тепло. Каждый считал для себя обязательным пригласить в дом на кутью мороз, чтобы уговорить его не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», то есть не губить посевы. Кутейный вечер воспринимался как начало долгого и радостного праздника. А еще как возможность сказать своим родным и близким самые теплые слова о любви, мире и доброте.

                Виктор Тихонов