ONLINE Газета
для семейного чтения

Воскресенье 15 Сентября 2019

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Режиссёр Максим Копылов поставил спектакль ужасов

Автор: Редакция
Дата: 02 September 2019
Просмотров: 30

В Ульяновском театре драмы прошли премьерные спектакли по пьесе Жорди Гальсерана «Метод Гронхольма». С самого начала благополучного исхода ничто не предвещало. Обыкновенный офис в красно-черных тонах, где, казалось бы, предусмотрено все для комфортного пребывания персонала, на деле оказался западней для того, кто связывал с ним надежды на лучшую жизнь, удачную карьеру, преодоление личностного кризиса и обретение перспектив.

Спектакль-стресс

Обстановка лишь на первый взгляд кажется благостной, на самом деле вокруг полно раздражающих факторов – от самой цветовой гаммы до жалюзи, ритмично раскачивающейся на протяжении всего спектакля. Злобный карлик на трехколесном велосипеде, раздающий людоедские задания соискателям, тоже симпатий не вызывает. Да и сами соискатели должности коммерческого директора вызывают сочувствие лишь поначалу, а потом оказывается, что каждый из них готов пойти на любые унижения, предать кого угодно, даже самых близких людей. Как вскоре выясняется, именно этого и требует метод Гронхольма, положенный в основу тестирования. В мире, где продается все – в том числе и умение продавать, покупатели выбирают товар особенно тщательно. И вместо того чтобы смотреть в зубы и щупать мышцы, как это делалось на рынках рабов в античном мире, заставляют будущих невольников проходить убийственные тесты. На психологическую устойчивость и на отсутствие совести. В крайнем случае – на способность с ней договориться. И сам живой товар не прочь отбросить все ненужное, человечное, лишь бы продать себя как можно дороже. В конце концов оказывается, трое из четверых соискателей тест давно прошли, и сейчас решают судьбу единственной кандидатуры, человека, который изначально казался наименее симпатичным, которого уж никак не назовешь милашкой. И вот итоговое резюме: «Мы не нуждаемся в хорошем человеке, который выдает себя за сукиного сына. Нам нужен сукин сын, похожий на хорошего человека». Да, в мире немало политиков, бизнесменов, чиновников, общественных деятелей, каждый из которых ну очень похож на умного, доброго и порядочного человека. Однако тем, кто до сих пор не думал о них с точки зрения метода Гронхольма, спектакль подкидывает шальную мыслишку: а не сукин ли он сын, если так напоминает добряка и душку. И самое ужасное состоит в том, что подумавший так в большинстве случаев окажется прав. Поскольку то общество, в котором мы существуем, построено так, чтобы в нем процветали именно сукины сыны. И принимая граждан на высокооплачиваемые и престижные должности, они, естественно, отдают предпочтение своим – тем, кто близок им по духу, образу мышления и стилю поведения.  Драматург Жорди Гальсеран из Каталонии написал «Метод Гронхольма» еще в 2003 году, а двумя годами позже на экраны вышел одноименный испано-аргентинский фильм. Затем пьеса начала триумфальное шествие по европейским сценам, в том числе и по российским. Однако в версии Максима Копылова действие выходит за рамки чьей-то личной драмы или жесткой критики современного общественного устройства, констатации того, что из производственных отношений полностью изъята хоть какая-то нравственная составляющая. Его спектакль – убийственный гротеск, где отражен мир, в котором с точки зрения нормального человека и жить-то бессмысленно. Казалось бы, что может быть проще – встать и уйти. Но никто никуда не уходит, поскольку тот, кто не достиг желанной цели, тут же превращается в жалкого неудачника, презираемого всеми. Спектакль построен на перманентном стрессе – как для персонажей, так и для актеров, и даже для зрителей, которые, хоть и остаются за рамками происходящего, но едва ли многим из них легко отделаться от мысли, будто нечто похожее на данный сюжет с ними происходило в реальности. И не раз… Параллельную реальность, в которой обитал актерский коллектив в составе Юлии Ильиной и Татьяны Денисенко, Юрия Гогонина, Виталия Злобина и Максима Варламова, сотворил художник Дмитрий Бобрович, более известный как создатель кукольных сказочных персонажей. На этот раз он продемонстрировал разноплановость своего таланта и способность погрузить зрителя не только в добрую сказку, но и в суровую реальность.

Василий Залесский, фото автора.