ONLINE Газета
для семейного чтения

Воскресенье 15 Сентября 2019

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Реальные фантазии и фантастическая реальность

Автор: Редакция
Дата: 21 August 2019
Просмотров: 53

Апрель 2019 года отметился в Ульяновске открытием двух весьма примечательных выставок. Сначала 13 апреля в музее «Симбирская фотография» открылась выставка фоторабот известного ульяновского скульптора Дмитрия Потапова, а через сутки в детской библиотеке № 24, носящей гордое имея Александра Сергеевича Пушкина, – выставка книжных иллюстраций работы ульяновского художника Дмитрия Николушкина.  

Скульптор, открывший в себе фотографа

Объединяет эти два события то, что оба автора не имеют никаких дипломов и удостоверений о том, что один из них фотограф, а другой художник. Однако при этом каждый из них представил суду зрителей работы, сделанные талантливо, профессионально, отмеченные уникальным авторским почерком. Кроме того, они тезки…

Итак, Дмитрий Потапов более известен как скульптор, но однажды в руки ему попал фотоаппарат, и это событие положило начало новой ветви его творчества. Жанр тех изображений, что были представлены на открывшейся выставке, автор определил как «портрет» и «не совсем портрет», объединенных эмоциональной составляющей. Действительно, здесь нет ни одного портрета, ни одной жанровой сцены, где не читались бы эмоции и даже характер персонажей. А между тем в прицел его объектива нередко попадают люди известные, собратья по творчеству – художники, фотографы, люди искусства. Например, заслуженный художник России Борис Склярук отметил не только необычайную психологическую правдивость и эмоциональную яркость каждого портрета, в том числе своего собственного.

Творческий метод фотографа Потапова известен практически всем любителям искусства, причем не только фотографического. Возникает ощущение, что он не пропускает ни одной выставки, проходящей в Ульяновске, и интересуют его не только демонстрируемые произведения искусства, но и граждане, имевшие неосторожность прийти на них полюбоваться. Он тихо стоит в каком-либо уголке, казалось бы, безучастно наблюдает за тем, что происходит вокруг, но взор его всегда направлен через прицел фотокамеры. В итоге никто из присутствующих не может чувствовать себя в безопасности, поскольку «добычу» непрерывно выслеживает «хищник». И стоит кому-то выпустить какую-либо эмоцию наружу, тут же раздается «выстрел», меткий и беспощадный.

На открытии выставки звучали и голоса, утверждающие, что подавляющее большинство фоторабот данного автора следует отнести к жанру «обнаженная натура». При этом обнажено вовсе не тело. Обнажена душа. А это и является одной из вечных задач настоящего искусства – помочь человеку увидеть себя чужими глазами, открыть в себе нечто ранее неведомое.

Не дали зарыть талант в землю

А вот выставка Дмитрия Николушкина стала для многих посетителей своеобразной машиной времени, которая перенесла в давно забытую эпоху, когда чтение книг было не экзотическим увлечением, а насущной потребностью подавляющего большинства граждан нашей страны, особенно детей и подростков. Книги, которые иллюстрирует Дмитрий, большей частью родом из СССР – если даже не временем написания, но стилем и духом. Чудеса и приключения, подвиги и победы, преодоление трудностей, мужество и отвага, злобные враги и добрые друзья – словом, то, что делает книгу увлекательной, что воспитывает лучшие черты характера, пробуждает самые светлые устремления.  

Обучался рисованию Дмитрий только в детской художественной школе, и уже там педагоги прочили ему большое будущее иллюстратора. Едва окончив среднюю школу, начинающий художник отправился в Москву, в один из двух художественных вузов СССР, где был именно такой факультет. Но принимали туда всего два десятка человек, отдавая предпочтение опытным рисовальщикам, которые уже успели всерьез поработать на этом поприще. Так что пришлось возвращаться не солоно хлебавши…

Может быть, увлечение так и осталось бы на уровне хобби, но в 1994 году в Ульяновске начал выходить детский журнал «Сережка», который довольно быстро обрел всероссийскую популярность. Но, как оказалось, коллектив из трех замечательных художников – Андрея Васина, Андрея Минякова и Олега Ершова – просто физически не успевает рисовать все сорок восемь полос ежемесячно выходящего журнала. Особенно, если учесть, что требовались не только иллюстрации к сказочкам, но и многостраничные комиксы. Было немало кандидатов, желающих получить эту работу, но в редакции прижился только один из них – Дмитрий Николушкин. И его работы ничуть не терялись на фоне произведений уже тогда признанных мастеров пера и кисти.

Кстати, одни из выступавших на открытии выставки – художник и архитектор Кирилл Штемпель – сообщил, что на момент появления журнала он, тогда десятилетний ребенок, являлся его целевой аудиторией. И «Сережка» стал для него одним из факторов, подтолкнувшим его к творчеству и показавшим, к чему стоит стремиться…

Впрочем, журнал просуществовал лишь порядка четырех лет, и очередной финансовый кризис, что не было редкостью в России 90-х, убил это издание едва ли не на пике популярности.

Так что Дмитрию пришлось открыть зоомагазинчик, начать торговать рыбками, рептилиями и прочими сопутствующими товарами… Но даже сидя за прилавком, он продолжал водить пером по бумаге, рисуя исключительно из любви к искусству…

Четыре года работы в «Сережке» дали возможность профессионального роста, но когда через несколько лет ему предложили проиллюстрировать серию детских книг одного из столичных издательств, уверенности в успехе не было. И тут в дело вмешалась семья – и супруга, и сын дружно заявили главе своей семьи, что талант в землю зарывать нельзя.

Теперь Дмитрий Николушкин как книжный иллюстратор пользуется спросом и у крупных, и у небольших издательств. При этом смело берется за очень и очень ответственную работу. Например, за иллюстрации к произведениям классиков советской приключенческой и фантастической литературы. Сейчас он работает над рисунками к повестям и романам Аркадия и Бориса Стругацких для издательства АСТ.

Кстати, стоит заметить, что основная масса издаваемой в последние годы беллетристики обходилась вообще без картинок. И то, что работа художника оказалась востребованной, еще и добрый знак: может быть, эпоха бумажной, качественно сделанной, хорошо оформленной книги возвращается? Но здесь, как говорится, время покажет…  

Василий Залесский, фото автора