ONLINE Газета
для семейного чтения

Воскресенье 16 Декабря 2018

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Прошлое можно изменить

Автор: Редакция
Дата: 24 November 2018
Просмотров: 49

В Ульяновском театре драмы обнаружен портал для путешествий во времени

В начале ноября на заслуженного артиста Российской Федерации Владимира Кустарникова в присутствии многочисленных свидетелей упали часы. Тяжелые. Напольные. Этакий домашний бик-бен. И произошло это прямо на сцене. Сразу же после этого со временем и пространством начали происходить очень странные вещи, пока не имеющие научного объяснения…

Что ни месяц, то премьера

Начало нынешнего театрального сезона в Ульяновске оказалось небывало богатым на новые постановки. Буквально один за другим с конца лета до середины осени шли премьерные спектакли по произведениям то русских, то американских классиков, и возникал естественный вопрос: как вообще можно работать подобными темпами? Режиссеры, все, как на подбор, из Санкт-Петербурга, конечно, сменяли друг друга, трудясь вахтовым методом… Но труппа-то в театре одна, и откуда у господ актеров берутся силы и время, долгое время оставалось загадкой. И вот – тайна раскрыта. Время есть! Им научились управлять, найдя способ менять не только будущее, но и прошлое.

Вообще-то все, что на сей раз произошло на сцене, не так давно придумал французский драматург Эрик-Эммануэль Шмитт. Свою пьесу «Если начать сначала…» автор именует «неглупой комедией». Небесполезное, кстати, уточнение: если найти в себе силы и терпение послушать, что несут с российской эстрады большинство нынешних поп-юмористов, во-первых, несказанно удивляет, почему откуда-то из-за кадра доносится смех, а во-вторых – почему публика вообще пришла. Ей что,  в обыденной жизни глупостей не хватает? Видимо, во Франции те же проблемы…

Вероятнее всего, ремарку автора можно перевести так: если здесь и есть юмор, то он рассчитан не на идиота. Да в общем-то по ходу действия герои пьесы далеки от юмора – им не до шуток. Им трудно. Им тяжело. Они не знают, что готовит им следующая минута…

Свое решение воплотить это сложное и многоплановое произведение именно в Ульяновске питерский режиссер Сергей Морозов объяснил тем, что Эрик-Эммануэль лично дал ему право первой постановки этой пьесы в России, а ульяновская труппа как никакая другая, по его мнению, способна воплотить его замысел. Уж что-что, а это Сергей Анатольевич знает точно, поскольку уже был художественным руководителем Ульяновского областного театра драмы.

День перелома судьбы

Итак! Автор пьесы утверждает, что можно изменить не только будущее, но и прошлое, и режиссер Сергей Морозов почему-то с ним согласен!

Прямо на сцене в момент суетного и явно нежеланного разговора по телефону на сельского врача из французской глубинки, внешне очень похожего на Владимира Кустарникова, падают напольные часы, начисто лишая его сознания. Кстати, неизвестно, вернулось ли к нему сознание или это только кажется. Да проще было счесть все происходящее вокруг бредом воспаленного разума, поскольку время откатилось лет на тридцать назад, вернулось его собственное прошлое, на которое он может взглянуть со стороны. И здесь его в состоянии видеть и слышать лишь два человека – он сам, еще молодой, полный энергии и внешне неотличимый от актера Алексея Гущина, и бабушка, которой жить осталось недолго, но она еще бодра, весела и свято верит в грандиозное будущее своего внука – великого врача и ученого…

Кстати, спектакль волею режиссера создан в двух вариантах. По его утверждению, это даже два разных спектакля, и вся разница в актерском составе. Конечно, Зоя Самсонова и Клара Шадько – две совершенно разные бабушки, похожие друг на друга только характерами, поступками и судьбой… Но едва ли стоит вдаваться в излишние подробности – лучше сохранить интригу.

Главное, что наш герой угодил именно в тот день, когда решается его судьба. Три дороги, три женщины, три судьбы: чувственная и легкомысленная Бетти (Мария Прыскина), расчетливая и решительная Кассандра (Анна Дулебова) и экспрессивная Мойра (Мария Жежела), которая к тому же неизлечима больна.

В общем, не позавидуешь…

Главное – вовремя очнуться!

Очень странным и неожиданным кажется то, что «энд» оказался слишком уж «хэппи». Герой приходит в себя не одиноким человеком, не начинающим стариком, обремененным мелкими повседневными заботами, а светилом мировой медицинской науки, который едет в Стокгольм получать Нобелевскую премию, и рядом с ним именно та женщина, которую он искренне любил, сам этого не осознавая. В конце концов, как утверждает сам Эрик-Эммануэль Шмитт, «физическая боль – это испытание, а душевная – это выбор».

С другой стороны, остается вопрос: а был ли путь личного счастья и общественного успеха, на который его направили каверзы времени, действительно его судьбой? А может быть, автору просто захотелось, чтобы хоть раз герою и всем прочим персонажам счастье явилось в полной мере? Но этот вопрос не требует ответа, поскольку для каждого зрителя он свой.

Кстати, мистические явления с финалом спектакля не закончились. Под гром оваций на сцене материализовались два Сергея Морозова – режиссер и губернатор. Сергей Анатольевич разделил с актерами восторги публики,  Сергей Иванович поздравил всех с премьерой, а директора театра Наталью Никонорову – еще и с недавним днем рождения.

Чего же ждать дальше?! Есть вероятность, что в каком-нибудь параллельном пространстве, в некоем временном закутке, господа актеры уже репетируют очередной премьерный спектакль. Иначе не объяснить, когда они успевают и на сцене играть, и репетировать, да еще и на гастроли ухитряются ездить. А может быть, и счастливая судьба театра, успехи и признание – все это является следствием того, что кто-то когда-то каким-то образом вовремя подправил судьбу коллектива? Прямо как тот сельский доктор, что очнулся нобелевским лауреатом. Но эту заветную тайну, похоже, пока никто не готов раскрыть…

Василий Залесский, фото автора