ONLINE Газета
для семейного чтения

Четверг 21 Ноября 2019

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Оркестр должен уметь всё

Автор: Редакция
Дата: 13 June 2019
Просмотров: 227

Оригинальность требует творческого подхода

Прошло около полугода с тех пор, как дирижер Илья Дербилов возглавил Ульяновский государственный симфонический оркестр «Губернаторский». Тогда было время строить планы, а теперь появилась возможность подвести первые итоги…

Пятилетний план составлен и одобрен

– Итак, Илья Николаевич, совпали ваши ожидания с реальностью?

– В целом – да. Перед новогодними праздниками состоялась защита перед губернатором Стратегии развития оркестра сроком на пять лет, где изложены планы по расширению репертуара, укреплению материально-технической базы и расширению географии гастролей.

Сейчас укрепляются наши связи с Московской филармонией, фестивалем «Другое пространство» – всероссийским конкурсом произведений молодых композиторов для симфонического оркестра. С огромным успехом прошли гастроли в Саранске, а на май запланированы концерты в Ижевске и Воткинске. В ноябре состоятся большие гастроли, которые начнутся в Москве – в Концертном зале имени Чайковского. Готова программа, которая будет полностью посвящена творчеству Чайковского. Кстати, региональным оркестрам, впервые выступающим в этом зале, обычно предлагается исполнять «популярную классику» – что-то из Хачатуряна или Дунаевского. Словом, музыку скорее развлекательного плана. Но нам удалось убедить принимающую сторону доверить играть именно Чайковского – во многом благодаря тому, что они прослушали записи наших выступлений и высоко оценили исполнительский уровень музыкантов. И солировать будет замечательный скрипач Никита Борисоглебский, недавно получивший звание заслуженного артиста России. А потом начнутся очень значимые для нас гастроли: Москва, Нижний Новгород, вероятно, Кострома, а потом в Вологодской области примем участие в закрытии очень большого фестиваля имени прекрасного российского композитора Валерия Гаврилина.

– А как местная публика оценила «новое звучание» оркестра?

– Сейчас практически на всех концертах – полные залы. Например, в новогодние праздники оркестр за десять дней дал 22 представления для детей, которые посетило более 26 тысяч человек. Это были полноценные музыкальные спектакли по мотивам старой доброй сказки «Призрак замка Кентервиль» с участием актеров Ульяновского молодежного театра под руководством Алексея Храбскова. Он, кстати, и подготовил сценарий. А музыку из произведений Поля Дюка и Чайковского подобрал и сделал аранжировки Артем Белов, главный дирижер оркестра народных инструментов. При активном содействии Московской филармонии, в том числе и финансовом, к нам уже приезжали Московский государственный академический камерный хор под руководством Владимира Минина, Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени своего основателя – народного артиста России Семена Эйдинова, другие солисты с мировыми именами. 13 января с нашим оркестром выступал замечательный скрипач, один из концертмейстеров Венского филармонического оркестра, подлинный эксперт по музыке Штрауса Харольд Крупек. Так что новые подходы и новые имена делают свое дело…

– Значит, на работу коллектив ходит как на праздник, а на праздники – как на работу?

– Разумеется, когда люди заняты любимым делом, это делает жизнь несколько приятнее… Но надо учесть и то, что примерная норма для оркестра – около восьмидесяти концертов в сезон, и мы сейчас расширяем нашу «сферу влияния», не ограничиваясь залами Ленинского мемориала. Выступаем в зале ДК «Руслан». Подписано соглашение на проведение концертов в зале УлГТУ. Создана камерная версия оркестра – специально для выступлений в залах, куда весь состав просто физически не поместится, в том числе в районных домах культуры.

– Помнится, вы говорили, что собираетесь делать ставку на оригинальность, в том числе в репертуаре…

– Я еще раз повторю, что оркестр должен уметь одинаково хорошо играть абсолютно все – и классическую музыку, и популярную эстрадную, и джаз, а также владеть оперным стилем. Практически все эти направления нашли воплощение в нашей новогодней программе, в итоге получился потрясающий концерт. Совершенно уникальным был концерт 26 января, посвященный очередной годовщине освобождения Ленинграда от блокады. Обычно принято на концертах, посвященных этой дате, исполнять Ленинградскую симфонию Шостаковича, но я решил отойти от этого стереотипа, потому что захотелось показать не столько трагизм события, его пафос. Да, эта симфония, конечно, производит неизгладимое впечатление. Карл Ильич Элиасберг, который дирижировал оркестром в блокадном Ленинграде, рассказывал, что через много лет после окончания войны к нему после концерта подошел немецкий турист. Он рассказал, что после трансляции симфонии по радио из осажденного города он при первом удобном случае сдался в плен, потому что понял: народ, который создает такую музыку, победить невозможно.

Но я решил, что правильней будет обратиться к памяти о тех людях, которые не пережили блокаду. И мы выстроили концерт так, что первое отделение представляло собой единую литературно-музыкальную композицию, и пригласили народную артистку России Кларину Ивановну Шадько. В программе было заявлено адажио Сэмюэля Барбера, очень известное и очень грустное произведение, и кантата Танеева «Иоанн Дамаскин», которую еще называют «Русский реквием»... Погружаясь в тему, я понял, что будет недостаточно просто исполнить музыкальные произведения, и перелопатил огромное количество стихов, посвященных блокаде, и выбрал не пафосные произведения о величии подвига, а те, что раскрывают боль ленинградцев, их чувства и переживания…

Так что стремление к оригинальности проявляется не в том, чтобы понравиться публике любой ценой, а требует серьезного творческого поиска.

Василий Залесский