ONLINE Газета
для семейного чтения

Четверг 21 Ноября 2019

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Маленький человек интереснее сильных мира сего

Автор: Редакция
Дата: 28 December 2018
Просмотров: 277

Актеры Ульяновского областного театра драмы Алексей Храбсков и Дарья Долматова не просто семейная пара, но еще и творческий дуэт, который подарил ульяновским зрителями немало ярких и проникновенных сценических образов… Алексей – не только актер, но и кандидат педагогических наук, преподает на кафедре актерского искусства УлГУ и руководит молодежным театром.

Вместе – легко

– Алексей, Дарья, вы нередко выходите на сцену вместе в одних и тех же спектаклях. Можно ли сказать, что у вас сложился семейный творческий тандем?

Алексей:  Я не стал бы утверждать, что для меня семья – это работа, а работа – это семья. Но мы однокурсники, мы учились у одних и тех же педагогов, воспитывались в одной и той же творческой среде. У нас единая система ценностей. Так что дома мы много говорим о работе, а на работе – о доме. А вот когда я выступаю в роли режиссера, а Дарья – актера, то у меня нет ни малейшей возможности диктовать свою волю. Приходится дискутировать, прислушиваться к мнению друг друга, приходить к общим решениям. Здесь, как и в семейных отношениях, она «на задние лапки» не встает, но и я оказаться «под каблуком» себе позволить не могу. Везде – и в семье, и в работе – нужно договариваться, даже если возникают разногласия. Так что, по сути, если мы делаем спектакль вдвоем, то это соавторство. Я беру на себя общее видение, постановку сверхзадач, а Дарья очень тонко чувствует детали, оттенки, подробности.

Дарья:  Умения принимать чужую точку зрения требует и семейная жизнь, и профессиональная деятельность. С одной стороны, мне легко с Алексеем, поскольку мы говорим на одном языке, но с другой – я все-таки позволяю себе несколько больше, чем обычно может себе позволить актер в отношении режиссера. Но наша сила в том, что мы действительно умеем договариваться.

– Вы упоминали о неких общих ценностях. В чем они состоят?

Алексей:  Мы воспитаны на принципах живого театра, театра переживания, на школе Станиславского. Наши педагоги твердо стояли на принципах школы Станиславского, которая для театра – все равно что законы Ньютона для физики. Это объективные законы природы творчества.

Дарья:  Я скажу проще: у нас есть темы, которые нам интересны, которые мы можем обсуждать. И когда мы делаем общее дело, общность взглядов и интересов облегчает решение любой задачи. Я доверяю его вкусу, заранее знаю, что ему понравится, а что нет. И Алексей то же самое знает обо мне. Режиссеру порой бывает непросто внедриться в сознание актеров, чтобы донести некое собственное видение. А нам никуда внедряться не надо…

Грань между искусством и шоу

– Кстати, о Станиславском! Мне кажется, что только театр остался верен своим творческим традициям – в отличие от кино, телевидения и эстрады, которые, стремясь к коммерческому успеху, идут на поводу у принципов массовой культуры. Так ли это на ваш взгляд?

Алексей:  Эти слова могут показаться крамольными, но я думаю, в основе большей части того, что делается в Голливуде, тоже стоит учение Станиславского. Все хорошее голливудское кино построено именно на нем. Конечно, дилетанты с узким кругозором в наше время, к сожалению, вполне могут достичь высокого положения в иерархии телеканалов, киностудий, шоу-бизнеса. Но и то, что делают эти люди, все равно находит своего зрителя. Сколько у нас домохозяек, которых не оторвешь от сериалов…

Дарья:  Если речь идет о сериале или шоу на каком-то телеканале, то там и не нужна ни глубина, ни искренность. Настоящее искусство никогда не было рассчитано на массовое восприятие, а лишь на тех людей, которые испытывают потребность в глубоких мыслях и чувствах. Театральные залы не пустуют, а это значит, что людей, которых не удовлетворяет «сериальный» уровень, не так уж мало, как может показаться.

– А где проходит грань между театром и шоу?

Алексей:  Шоу в переводе с английского означает «представление». И для меня это просто разные жанры сценического представления. Толпа стремится к увеселительным мероприятиям – так было, есть и будет. И сейчас многие СМИ этим активно пользуются, поскольку идти на поводу у вкусов толпы значительно выгоднее и проще, чем эти вкусы воспитывать. Все очень «хочут» быстрых денег. Однако бывают и такие удачи, где полноценное шоу вполне сочетается с высоким искусством. Взять, например, мюзикл Cats – это и удивительно красиво, и эффектно, и талантливо.

Дарья:  Сейчас вообще трудно проводить какие-либо грани. Порой из синтеза различных жанров рождаются замечательные произведения искусства. Приведу также в пример мюзикл «Звуки музыки». Да, это и шоу, и мелодрама, но в центре все равно стоит работа драматических актеров, яркие и глубокие переживания. На таком стыке возникают порой совершенно замечательные вещи. То же самое можно сказать о мюзикле «Норд-ост» – там исполнители не просто пели свои партии. Даже на записи чувствуется, как у них души болят…

Надо ли «дослуживаться» до Гамлета?

– Как я понимаю, «самый общий» для вас спектакль – «Маленький человек с большим сердцем»…

Алексей:  Это не единственное наше семейное произведение. Есть еще спектакль «Знакомьтесь, я ваш муж», а в «Возвращении» по рассказу Андрея Платонова мы вообще участвуем всей семьей – с нашим сыном Петром. Что касается «маленького человека», то он мне намного интереснее, чем всякого рода вершители судеб. Я вообще думаю, что все люди – «маленькие», и эта моя тема, на которую я хотел бы «петь, как птичка». И цикл стихов Сергея Гогина стал для меня неким «катализатором». Я даже на Дарью не слишком рассчитывал, поскольку она была очень плотно занята в театре. Но потом понял, что вдвоем мы сильнее, чем я один…

Дарья:  Я была очень рада, что Алексей остановил свой выбор на мне. Были и другие варианты – и такой, что он будет на сцене один, и такой, что на сцене будут и другие персонажи. Женщина «маленького человека» вообще-то не свойственна моему сценическому амплуа. Мне было трудно понять, как я буду играть такую «акварельную», такую «невесомую» героиню. Но однажды произошел какой-то «щелчок», когда я поняла, что мне это безмерно интересно. Теперь это одна из любимых моих героинь. Скажу больше – этот спектакль лечит болезни и снимает усталость.

– Как актерам, так и актрисам прямо на сцене приходится разыгрывать любовные сцены. При  этом партнером бывает не муж и не жена, а совершенно иные персонажи. Не пробуждает ли это чувство ревности?

Алексей:  Ревность – это неуверенность в себе, поэтому я вполне самонадеянно могу сказать, что не ревную. А если серьезно, нам как-то не приходится выступать в роли героев-любовников. Ну, сыграла Дарья попадью в «Капитанской дочке», где попом был не я… Абсолютно не повод для ревности.

Дарья:  Не надо раньше времени ставить крест, особенно на мне! Я всегда увлекаюсь, когда даже репетирую сцену с тем или иным партнером. Но я отделяю то, что происходит на сцене, и то, что происходит в жизни. И считаю это своим несомненным достоинством. Я всегда знаю, куда и к кому я приду после работы…

– Есть ли некая профессиональная цель, которой хочется достичь? Например, сыграть Гамлета…

Алексей:  Цель – это то, чего добиваешься. Я, конечно, хочу сыграть Гамлета, но спокойно переживу, если этого не случится. Я хочу, чтобы от того, что я делаю на сцене, люди чувствовали, что им становится светло и тепло, чтобы кто-то улыбнулся или расплакался от избытка чувств. Для этого совершенно не обязательно пытаться «дослужиться» до принца Датского.

Дарья:  Любая цель конечна. Если мы ее себе ставим, то мы себя ограничиваем. У меня есть не цель, а желание: чтобы у меня как можно дольше было много интересной и разнообразной работы, встреч с талантливыми людьми.

– Приближается Новый год, время, когда у актеров «страда». Все превращаются в Дедов Морозов, Снегурочек и прочих сказочных персонажей. Как вы относитесь к участию в новогодних шоу? Надо ли к ним подходить творчески?

Алексей: Творчески надо подходить ко всему. Для меня самая мука, что о специально поставленном новогоднем спектакле сразу же забывают, хотя сил на это тратится не меньше, чем на постановку, которая остается в репертуаре. С другой стороны – самая сложная и самая благодарная публика – это дети. Новогодняя кампания – это испытание для актеров, которое требует и физических и моральных усилий. Так что на Новый год я собираюсь, как на войну.

Дарья:  А я на новогодние представления собираюсь, как на праздник! Я и актриса Ольга Новицкая пишем много новогодних сценариев, придумываем игры для различных городских площадок. Сколько бы ни было бессонных ночей, сколько бы ни было репетиций, я очень люблю это время. Потому что дети приходят не на мероприятие. Дети приходят в сказку со своей верой в чудеса.

Василий Залесский, фото автора