ONLINE Газета
для семейного чтения

Понедельник 6 Апреля 2020

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Маддалена – это вовсе не Медея

Автор: Редакция
Дата: 20 December 2019
Просмотров: 332

Очередная премьера Ульяновского театра драмы заставила публику и содрогнуться, и восхититься.

5 и 6 октября в Ульяновском театре драмы произошли премьерные показы спектакля «Страсти по Маддалене» по почти одноименной    пьесе известного итало-американского драматурга Дона Нигро. Премьера, которая должна была состояться гораздо раньше, случилась только сейчас по чисто житейской причине. Полтора года назад эскиз этого спектакля был показан на творческой лаборатории Олега Лоевского, и дело шло к созданию полноценного спектакля, но тогда режиссер Евгений Ланцов вдруг стал художественным руководителем театра имени Кирова в городе Кирове, и новая интересная работа отвлекла его от текущих дел. И только сейчас он нашел время, чтобы закончить начатое.

Впервые в России

Накануне премьеры режиссер подобно объяснил, почему его выбор пал именно на эту пьесу и именно на данного автора… Дон Нигро, которому недавно исполнилось 70 лет, – один из самых публикуемых драматургов современности – автор почти пятисот пьес, и почти в каждой из них угадываются чеховские мотивы. А все потому, что автор «помешан» на русской литературе. У него, кстати, есть пьесы о Пушкине, Лермонтове, Мандельштаме и многих других классиках русской литературы… Но в России он ни разу не был, хотя, по слухам, и мечтает об этом. К тому же в нашей стране у него есть постоянный переводчик – Виктор Вебер, который не просто предоставляет его героям возможность говорить по-русски, но и всячески продвигает его произведения на российскую сцену.

Впрочем, по словам Евгения Ланцова, ульяновский театр стал первым в России, где поставлена «Маддалена». Правда, русская версия была уже исполнена в Кишиневе, но это территория иного и вполне себе суверенного государства. Режиссер посетовал на то, что первому всегда труднее – посмотреть и подслушать не у кого, и приходится создавать что-то абсолютно новое, идти непроторенным путем. То ли дело чеховская «Чайка», которую ставили во всем мире многие тысячи раз…

Что это было?

Итак. «Маддалена»… Что это? Мистическая драма? Детектив? Психологический триллер? Во всяком случае, спектакль Ульяновского театра драмы – это и то, и другое, и третье, а, может быть, и что-то еще… История итальянской женщины, которую американский «оккупант» во время войны вывез на свое ранчо в Огайо. Но тут выясняется, что ранчо вовсе не его, что на него ловко наложил лапу его дядя… Постепенно действие сплетается в тугой клубок интриг, странных событий, порой не поддающихся объяснению, трагических эпизодов, которые трудно назвать случайными… Даже пьяница-шериф, который по долгу службы должен знать все обо всех, теряется в догадках. А Маддалену кто-то любит, кто-то ненавидит, но все относятся к ней с опаской, считая ее то ли ведьмой, то ли колдуньей, то ли жесткой преступницей, виновной во множестве смертей…

Почему-то многие комментаторы проводят параллель между Маддаленой и героиней древнегреческого мифа о Медее, которая ради любви убила собственного брата и отца, а потом во имя мести погубила невесту своего возлюбленного и убила собственных детей, чтобы их отцу неповадно было. Нет, итальянка никого не убивала, хотя порой кому-то и желала смерти – так что параллель едва ли очевидна.

И еще спектакль интересен тем, что некоторые актеры играют больше одной роли, как бы воплощаясь после смерти одних персонажей в других. Да! И те доигрывают в сюжете ту роль, которую не успели довести до конца предыдущие. Исполнительница роли Маддалены Оксана Романова вообще уверена, что в сюжет заложены отголоски реальных событий – настолько все правдоподобно, психологически верно и трагически нелепо. Кажется, что изначально вполне вменяемые люди в какой-то момент сходят с ума, выворачивая наизнанку собственную судьбу и жизнь близких людей. Да, вероятно, в жизни нередко так бывает, когда зависть, соперничество, необузданная страсть приводят к непоправимым последствиям. Спектакль начинается почти с финала, но вскоре действие уходит в мир воспоминаний – к событиям, позволяющим понять, что произошло и почему все сложилось именно так, а не иначе. И только в последний момент становится понятно, что для самой Маддалены все сложилось не самым худшим образом. Да, в конце почти все умерли, но почему-то не кажется странным, что сама Маддалена спасается, получив помощь там, откуда ждать ее было бессмысленно – и на первый взгляд, и на второй, и на третий...

В общем, «на пальцах» всего не объяснить, это все-таки стоит увидеть…

Василий Залесский, фото автора