ONLINE Газета
для семейного чтения

Суббота 17 Ноября 2018

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Любовь и смерть неразделимы

Автор: Редакция
Дата: 29 Октябрь 2018
Просмотров: 113

Осенью под крышей Ульяновского театра драмы прогремела «Весенняя гроза».

В последнее время Ульяновский областной театр драмы не устает удивлять зрителя премьерами. Причем каждая из них оказывается совершенно неожиданной, полной сюрпризов и совершенно не похожей на предыдущую. Все началось с русской классики: «Бесприданницы» Владимира Золотаря и «Ревизора» Олега Лоевского – режиссеров, хорошо известных в театральном мире, которые отличаются умением сочетать оригинальность подходов с бережным отношением к сути и содержанию классических произведений. И вот – не русская, а уж совсем американская, и даже не вполне себе классика…

О сильных чувствах, вере и мечте

Ранняя пьеса известного впоследствии американского драматурга Теннеси Уильямса долгие годы не имела ни малейшего успеха. «Весенняя гроза» даже на сценах США и Западной Европы впервые прогремела через много лет после смерти автора, получившего при жизни мировую известность благодаря другим произведениям – в особенности популярнейшей пьесе «Трамвай «Желание». «Весенняя гроза» и сейчас, вероятно, более частый гость на сцене российских театров, чем на своей родине – в США. Может быть, причина тому в том, что американцы в массе своей слишком далеко отошли от тех чувств, страстей, мотивов, взглядов на жизнь, которые были близки их предкам в конце 30-х годов прошлого века на излете Великой депрессии. А нам, несмотря на то что и наша жизнь радикально изменилась, по-прежнему близки сильные чувства и чужда избыточная политкорректность. Кстати, о политкорректности! Главные героини пьесы предпочитают сильных мужчин, которые сами берут то, что им нравится, проявляют волю и настойчивость, а не выпрашивают благосклонности у женщин. Сейчас бы подавляющая часть персонажей-мужчин оказались бы в США в центре скандалов о «сексуальных домогательствах», а тогда это было нормой. Мужчина должен быть мужественным, а женщина женственной, но тоже обладающей силой духа… А чего стоит возмущенный возглас главной героини о том, что Дик пытается утащить ее на некую великую стройку, где работают одни «черномазые», и там их будет венчать черный священник! Расистских взглядов на юге США в то время мало кто стыдился – особенно из тамошней аристократии. Собственно, и аристократию ту составляли потомки плантаторов-рабовладельцев, а их предки были разбойниками и авантюристами, что отвоевали у Мексики территорию южных штатов.

В общем, в пьесе нет однозначно положительных и абсолютно отрицательных героев… Разве что матушка Хевенли главной героини (заслуженная артистка России Елена Шубенкина), которая предпочитает соблюсти внешние приличия, даже если это совершенно безнравственно с точки зрения нормального человека. С одной стороны, она абсолютно положительна, с другой – настолько отрицательна, что дальше некуда. А ее отец, вроде бы, человек добрый и спокойный (заслуженный артист России Михаил Петров), встретив дочку ночью грустящей в холле своего особняка, ничуть не против выпить с ней виски.

Да и сама Хевенли (актриса Мария Прыскина), хоть и безумно хороша собой, но тоже не подарочек. Издевается над парнями как хочет – вертит прекрасными коленками под носом у своего давнего вздыхателя Артура (артист Николай Авдеев) исключительно затем, чтобы в который раз посмеяться над его безнадежной страстью. Но и тот неосторожными словами и поступками доводит до самоубийства влюбленную в него библиотекаршу Герту (актриса Татьяна Денисенко). А Хевенли нравится Дик Майлз (артист Алексей Гущин), простой парень, сильный, ловкий, не боящийся перемен судьбы, но стоит Артуру проявить хоть какое-то подобие воли – и она уже внутренне готова переметнуться к нему… А Дик хочет настоящей жизни, настоящего дела и ради него готов принести в жертву свою любовь. А что – он сильный мужчина, он сам решает, как жить и что делать. Захочет – приедет, не захочет – черт с ней.

Никто не идеален

Итак, в пьесе не идеален никто. А кто идеален в жизни?! Во время действия бушуют неподдельные страсти, а в финале никакого «хэппи энда»… Может быть, еще поэтому одно из первых произведений Теннеси Уильямса, который на тот момент и драматургом-то не считался, показалось бродвейским продюсерам настолько безнадежным, что его даже не попытались донести до зрителя.

Но, как оказалось, психологическое воздействие пьеса оказывает потрясающе – особенно в постановке Ульяновского театра. Спектакль получился одновременно камерным и масштабным. Камерным потому, что зрителей на нем может присутствовать не более полусотни, зато задействована почти вся территория театра. Действие начинается, как положено, на сцене, где размещаются и актеры, и зрители. Там, где зрительный зал, по идее должна находиться река, которая так будит воображения Дика… Но зрители вместе с актерами переходят ее «аки посуху» и оказываются в театральном холле, превращенном в гостиную аристократического дома родителей Хевенли, где главным традиционно считается полковник Уэйн, основатель рода, герой Гражданской войны, воевавший, конечно, за южан. Его портрет маслом в полный рост служит главной родовой иконой… Затем действие переносится в театральный буфет, где происходит светский раут. Правда, зрителям еды и напитков не предлагают, но буфетная стойка действует, так что чай-кофе-сок вполне доступны. Кстати, все действие сопровождает сборный ансамбль известных ульяновских музыкантов, в том числе из прославленного джазового коллектива «Академик-Бэнд». Музыканты в этот момент выходят едва ли не на первые роли, хотя они с самого начала создают совершенно неповторимую атмосферу, вызывающую некие сложные ассоциации то ли с легендарным сериалом «Твин Пикс» (только без мистики), то ли с фильмом «От заката до рассвета» (только без вампиров).

Здесь между Диком и Артуром происходит нормальная драка из-за женщины, в которой теоретически могли бы принять участие и зрители. Да! Когда чувства кричат, голоса разума никто не слышит, а истинная любовь с точки зрения современного среднего человека требует слишком больших жертв: либо бросить все, чтобы ее сохранить, либо отказаться от самого дорогого. Ничего себе право выбора…

Несколько жизней за три часа

После драки вся компания перебирается в театральный пресс-центр, который превращается в библиотеку, где трудится скромная, талантливая и одухотворенная Герда. Там-то и происходят роковые события, доведшие ее до самоубийства. А потом все возвращаются в гостиную, где скоропостижно погибают и любовь, и надежда, и вера в будущее… И все!

Однако чувство опустошения это не вызывает. Уходишь с таким ощущением, что за три часа, пока длится спектакль, прожил несколько жизней, примерил на себя чужую судьбу, вспомнил о чем-то несбывшемся, но остался при полном осознании того, что любовь сильнее смерти.

Поставил этот удивительный спектакль участник режиссерской лаборатории Олега Лоевского – режиссер из Санкт-Петербурга Георгий Цнобиладзе. Почему он выбрал для этого именно Ульяновский театр, спросить у него не удалось – не до разговоров бывает после такого. Но можно предположить, что именно здесь ни актеры, ни руководство театра не боятся смелых экспериментов и дают возможность талантливым людям в полной мене показать, на что они способны.

Василий Залесский, фото автора