ONLINE Газета
для семейного чтения

Суббота 20 Июля 2019

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Комедия на грани трагедии

Автор: Редакция
Дата: 14 May 2019
Просмотров: 83

На открытии Года театра актеры Ульяновского областного театра драмы устроили много шума…

«Много шума из ничего», знаменитая комедия Вильяма нашего Шекспира – произведение, построенное исключительно на нелепостях и домыслах. Казалось бы, это историческая пьеса, основанная на проделках реальных исторических персонажей. Действительно, в конце XIII века Педро III, король Арагона, Каталонии и Валенсии, занял еще и Сицилийский престол – по просьбе тамошних «трудящихся» выгнать с острова французские войска Карла Анжуйского. Так что один из главных героев, благородный дон Педро, вполне мог оказаться в городе Мессина, где происходит действие пьесы, поскольку расположен данный населенный пункт именно на этом острове.

Даниил Безносов заступился за Вильяма Шекспира

Но на этом историческая правда кончается. Например, тот же дон Педро в пьесе – всего лишь принц, а не король. Впрочем, режиссер Даниил Безносов заранее вступился за легендарного автора пьесы, заявив, что тот никогда не писал исторических произведений, основанных на реальных событиях, и даже его представления о географии были весьма приблизительными. Он вообще перенес время действия поближе к современности, не заковывая бойцов в латы, а одев их в форму, отдаленно напоминающую обмундирование испанских войск времен Франко или периода правления Дуче… Более того, художник Михаил Кукушкин представил место действия как некие руины, которые еще недавно бомбила вражеская авиация. Так что застолье, посвященное победе малой кровью и на чужой территории, происходит за стеной с явными следами артобстрела.

И, как положено в истинной комедии, здесь все отрицательные персонажи – полные гады и отморозки, а положительные прекрасны и в мыслях, и в поступках. Вот только ввести в заблуждение их легче легкого и проще простого. Правда, несколько особняком стоит парочка полицейских в исполнении Владимира Кустарникова и Виталия Злобина – именно эти два полных, но чертовски обаятельных идиота и вывели на чистую воду злобных интриганов. А то финал мог бы быть примерно таким же, как в «Ромео и Джульетте», где в итоге «все умерли». Без них комедии точно бы не получилось. Впрочем, и сам режиссер утверждает, что в итоге получилась «не совсем комедия». Ну и что?! Главное – что смешно. И никто не умер. Даже главный злодей успел вовремя сбежать, главная героиня благополучно пережила собственную смерть.

Комедия заговоров и приколов

Весь шекспировский сюжет построен на подслушиваниях, подглядываниях и попытках друг друга обмануть (как из лучших, так и из самых коварных побуждений). Среди персонажей то и дело создаются коалиции, имеющие целью либо кому-то навредить, либо над кем-то подшутить, либо кого-то направить в нужное русло для его же блага. Абсурдность всего происходящего очевидна, однако происходящее на сцене совершенно не воспринимается как театр абсурда. Более того, кроме мотоцикла, на котором с победоносной войнушки прибыли главные герои, и явно не шекспировских времен униформы, ничто не указывает на какой-либо авангардистский подход к постановке. Это в полной мере классический театр, где зрителю и заскучать не дают, и глубину эмоций доносят в полной мере. И тем, кто пьесу не читал и одноименного фильма не видел, должно быть очень беспокойно за судьбу бедной Геро, дочки губернатора, и импульсивного флорентийца Клавдио, воспылавших любовью друг к другу. А в качестве бонуса зрители получают еще и свадьбу циничного Бенедикта и злоязычной Биатриче.

В конце концов, по числу постановок во всем мире с Шекспиром может соперничать разве что наш соотечественник Антон Палыч Чехов. А значит, сделать спектакль, сохраняющий шекспировский дух, не похожий ни на одну предыдущую постановку и способный влюбить в себя зрителя – это очень нелегкая задача. И, как ни удивительно, она была выполнена с блеском.

Кстати, есть основания полагать, что спектакль будет нередко фигурировать в репертуаре, поскольку у подавляющего числа персонажей запланирован двойной состав исполнителей. Например, дона Педро могут сыграть и заслуженный артист России Виктор Чукин, и Николай Авдеев, а Геро, дочь тамошнего губернатора – Надежда Иванова и Дарья Фарафонтова…

Но есть и персонажи, которым сменщиков подобрать невозможно! Например, полицейский дуэт Владимира Кустарникова и Виталия Злобина трудно представить еще в чьем-либо исполнении… А исполнитель роли губернатора Леонато просто обязан был сочетать талант трагика и комика, и в этом качестве оказался идеален заслуженный артист Украины Андрей Бориславский.

Впрочем, наиболее яркие персонажи ничуть не выбивались из контекста спектакля, поскольку действовал слаженный актерский ансамбль. И это ульяновский зритель уже давно воспринимает как нечто естественное и ничего иного от Ульяновского театра драмы не ждет…

Василий Залесский, фото автора