Вторник 16 Октября 2018

Как сила искусства покарала зло и искоренила порок

Автор: Редакция   |   Дата: 23 Май 2018   |   Просмотров: 60  

Волной проекта «Большие гастроли» до нас донесло оперу.

Василий Залесский, фото автора

В Ульяновском театре драмы в конце апреля произошло событие, не слишком привычное для зрения и слуха местной публики. Волна проекта «Большие гастроли» вынесла на наш берег оперу! Причем в исполнении одного из лучших оперных коллективов России – Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского.

Грешен!

Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник» по сюжету имеет немного общего с привычной нам версией одной из «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина. Даже донна Анна здесь вовсе не вдова Командора, а приходится ему дочерью. Более того, у нее есть жених дон Оттавио, абсолютно положительный и совершенно бесстрашный молодой человек. В опере главный герой представлен редкостным мерзавцем, на совести которого масса неблаговидных поступков, которые он совершает прямо на сцене. Действие начинается с убийства Командора. Проник дон Жуан в его дом, стыдливо скрыв лицо маской, и покусился на честь донны Анны! Командор, конечно, пытался защитить честь дочери, но кончилось это для него трагически. Далее происходят массовые соблазнения вплоть до попытки увести чужую невесту прямо на свадьбе. Даже слуга дона Жуана, Лепорелло, еще тот пройдоха, отказывается служить своему господину, но, соблазненный увесистым кошельком, продолжает содействовать его бесчинствам. А вот кончается все, как положено, «каменным» рукопожатием, которое доводит развратника и убийцу до летального исхода. Впрочем, и здесь Командор пытается быть гуманным, давая нечестивцу шанс раскаяться. Но, как говорится, кривого только могила исправит… В итоге фурии утащили греховодника прямехонько в ад. Зато все остальные счастливы, веселы и женаты!

Кстати, этот спектакль – долгожитель, поскольку не сходит со сцены уже тридцать лет. Когда-то его поставил приверженец системы Станиславского, ученик Мейерхольда, однокурсник Товстоногова, друг Шостаковича и ученик легендарной Елены Гнесиной знаменитый оперный режиссер Борис Покровский, чье имя ныне носит театр. Так что постановщик нынешней версии Валерий Федоренко отметил, что неверно было бы называть спектакль «возобновленным», поскольку изменения в нем связаны со сменой поколений артистов, каждый из которых вносит в действие свое понимание происходящего.

Волшебно!

Не видит проблемы режиссер и в том, что опера звучит на итальянском языке, поскольку на сцене – не статично пребывающие певцы, а истинные драматические актеры, наделенные прекрасными вокальными данными. Актеры находятся  в постоянном движении, мимикой и жестами донося до зрителя характеры и суть своих персонажей. Поэтому нет никакой необходимости знать итальянский язык, чтобы понять суть происходящего. Так что Валерий Федоренко уверен, что зрители должны не слушать оперу, а смотреть ее.

Кстати, Ульяновск – город, где своего оперного театра нет, поэтому возник вопрос: нет ли у господ артистов каких-либо опасений перед встречей с местной публикой. Однако режиссер спектакля, основываясь на собственном опыте, сообщил, что в городах, где нет собственной оперы, гастролеров встречают с большей теплотой и радушием, поскольку зрителю даже не приходит в голову сравнивать приезжего Отелло с местным. Люди просто наслаждаются тем, что видят и слышат.

А вот о том, как преодолевается языковой барьер, поведал исполнитель роли проказника Лепорелло заслуженный артист России Герман Юкавский: в пределах исполнения своих партий артисты итальянский язык знают так, что не только поют, но и думают на нем. И получается очень даже неплохо! Во всяком случае, во время гастролей в Италии тамошняя публика, приходя за кулисы, пребывала в полной уверенности, что артисты готовы совершенно свободно общаться с ними на их родном языке. И то, что это не так, поняли далеко не сразу.

Что касается самого спектакля, то было непросто подобрать слово, которое бы отразило то впечатление, которое он произвел. Пожалуй, больше всего подходит «волшебно»… И реакцию ульяновской публики Валерий Федоренко предсказал абсолютно точно: аплодисменты не смолкали долго, и за своим пальто в гардероб никто особо не спешил, хотя дон Жуан греховодничал на сцене более трех часов…

Комментарии (0)

вызов ввода комментариев Добавление комментариев закрыто.

ЛЕНТА СОБЫТИЙ

Архив

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Пушкин рисует Симбирск

12 Октябрь 2018  |     0      : 37 |  Подробнее

Счастье – это когда о тебе вспоминают с благодарностью

12 Октябрь 2018  |     0      : 30 |  Подробнее

Затерянные миры Ульяновской области

12 Октябрь 2018  |     0      : 52 |  Подробнее



СВЕЖИЙ НОМЕР

Номер: №19 (733) 10 октября 2018 года

Анонс номера:



Создание сайта: ITproger.ru