Вторник 21 Ноября 2017

Как сельская дача стала домом

Автор: Редакция   |   Дата: 18 October 2017   |   Просмотров: 50  

Игорь Кондратьев однажды совершил, казалось бы, немыслимый поступок. В то время, когда продолжается отток населения из сельской местности в города, он, наоборот, перебрался из Ульяновска в населенный пункт, который даже не является районным центром – в село Тагай. Что привлекло туда творческого работника, который успел несколько лет отслужить актером в Ульяновском драматическом театре, руководил театральной студией в Ульяновском дворце детского творчества? Уж не грибы ли, которыми славятся окрестности Тагая?

Случайностей не бывает

– Игорь Сергеевич, насколько мне известно, в Ульяновске поля для вашей творческой деятельности вполне хватало…

– В общем-то, да… Я представитель первого набора на факультет культуры и искусства по специальности «актер театра и кино» вуза, который тогда именовался Ульяновским филиалом МГУ. Нас как бы набирали в мастерскую Олега Табакова. Правда, маэстро мы видели нечасто, однако руку после поступления он пожал и мне, и всем моим однокурсникам. Служил три года актером областного драмтеатра, преподавал во Дворце детского творчества: ставил спектакли в Доме офицеров – с детьми и со взрослыми.

– Что заставило деятеля культуры из областного центра перебраться в сельскую местность?

– Это могло бы показаться случайностью, если бы в мире вообще что-то происходило случайно. Все-таки, я думаю, что это судьба. Однажды решил присмотреть домик в деревне, чтобы снять его на лето и отдохнуть с семьей от городской суеты. Причем до этого я ни разу не был в Тагае. Сказано – сделано: арендовали дом, пожили, и так нам понравилось, что решили его купить. И только после этого я узнал, что именно в Тагае родился мой отец, что здесь жили мои дед и бабушка. Причем дед работал здесь заведующим клубом, а бабушка – библиотекарем. Можно ли назвать это случайностью? Когда я заявил о своем желании работать в местном Центре культуры и досуга, мне сказали, что вакансий нет. Но прошло всего полгода, как внезапно уволился художественный руководитель…

– И чем занимается художественный руководитель на селе?

– Ежемесячно здесь проводится порядка десяти культурных мероприятий. Нужно написать сценарий, найти исполнителей, костюмы, реквизит, срежиссировать, отрепетировать, в общем, провести полную подготовку мероприятия. Мне повезло, у нас творческий и дружный коллектив. И есть понимание общего дела, когда каждый прикладывает максимум усилий, чтобы помочь коллеге. Помогает администрация села и соседние школы.

Тяга к творчеству есть везде

– Тагай – относительно небольшой населенный пункт. А можно ли назвать большой народную тягу к культуре в сельской местности?

– Человека, независимо оттого, в городе он проживает или в сельской местности, к настоящей культуре надо приобщать. Если речь идет, например, о концерте классической музыки, то людей надо как-то стимулировать, чтобы они пришли. Хотя бы тем, что само мероприятие для них проводится бесплатно. Но бывают и развлекательно-увеселительные программы, которые местные жители посещают охотно. Лишний раз оторвать людей от телевизора – тоже большое дело…

– А сами-то селяне занимаются творческой деятельностью?

– Каждый сотрудник Центра культуры и досуга, кроме организации мероприятий, должен вести еще и несколько кружков, хотя это отдельно не оплачивается. И я не исключение. Проблема в том, что кружков и творческих студий у нас много, а людей, которые ими руководят, явно недостаточно. Я, например, веду театральную студию и фотокружок. Мы ставим полноценные спектакли, которые готовим к каким-либо сельским праздникам. Директива «сверху» требует, чтобы число таких праздников росло ежегодно. Так что на то, чтобы сделать что-то исключительно «для души», просто не остается времени. А когда делаешь постановку к Новому году или Дню Победы, тема обусловлена сутью события. Например, нашим творческим коллективом сделаны инсценировки по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и по роману Фадеева «Молодая гвардия». Последняя постановка совпала по времени с началом трагических событий на Донбассе, когда новым героям пришлось снова противостоять фашизму. Так что тема снова стала актуальной.

– Публика есть?

– Когда в селе большие торжественные мероприятия, посвященные каким-либо датам, люди приходят и нередко заполняют весь наш зал, рассчитанный на триста мест. Но проблема в том, что далеко не у всех жителей Тагая есть работа в родном селе, люди выезжают на заработки, часть молодежи учится в городе, а значит, не все могут стать зрителями и участниками культурных событий. Сейчас мы активно работаем со школьниками – а их сейчас в Тагае около трехсот человек. За счет школьников зал всегда наполняется, но экономически активного взрослого населения, конечно, не хватает.

Проблема – общая для всех…

– Что является главной проблемой культуры на селе?

– Как и у всех, главные проблемы – финансовые. Если речь идет о значимом для села мероприятии, то содействие оказывают местная администрация и жители Тагая, которые имеют такую возможность – фермеры и другие предприниматели.

– То есть, получается, что планы вам пишет министерство культуры, а платят за это местный бюджет и местные жители?

– Получается, что так…

– Но ведь звучали громкие обещания, что культура у нас скоро перестанет финансироваться по остаточному принципу, что зарплата работников культуры должна достичь каких-то фантастических показателей…

– Честно скажу: зарплата растет, но довольно медленно, и до обещанных тридцати тысяч еще очень и очень далеко. Но работники культуры настолько любят свое дело, что нередко на различные мероприятия тратят часть своего невеликого жалованья. Потому что бюджетного финансирования многих необходимых статей расхода в принципе не существует – например, на канцелярские товары, на призы победителям различных конкурсов и викторин и многое другое. Само здание находится на балансе у местной администрации, так что расходы на его содержание также не входят в строку расходов на культуру областного бюджета.  

– А растет ли при этом культура на селе?

– Дело в том, что культурный уровень формируют не только учреждения, подобные нашему, но и телевидение и Интернет… А то, что люди, и особенно молодежь, можгут почерпнуть там, часто является противоположностью того, что принято считать культурой. Но мы активно вовлекаем местных жителей в наши мероприятия. Ничто так не повышает уровень культуры, как участие в творческих проектах. Конечно, если у человека масса материальных и бытовых проблем, ему труднее выходить на сцену, нести искусство в массы и говорить о неких возвышенных материях. Но наша задача – всеми возможными способами поднять настроение людей, акцентировать их внимание на чем-то позитивном.

– И все-таки – чувствуются ли какие-то серьезные положительные сдвиги в отношении властей к культуре?

– Это, вероятно, сильнее чувствуется в больших городах, где культурные мероприятия у всех на виду, где к ним легче привлечь внимание прессы. А в сельской местности едва ли что-то принципиально изменилось за последние двадцать лет. Во всяком случае, учреждения культуры по разным причинам продолжают закрываться, а штатная численность сотрудников постепенно сокращается. Здания клубов стоят во многих селах, но значительная их часть пустует. Вот уже примерно полтора года, как перестал действовать клуб в селе Уржумское, а в Подлесном, что через дорогу от Тагая, вообще нет клуба. Так что нам приходится работать не только на свое село, но и на соседние. Сейчас система строится на конкурсной основе – нужно предлагать различные проекты, выигрывать гранты на их осуществление. В этом году, например, нам удалось таким образом получить сто тысяч рублей и частично обновить оборудование. Но несмотря на все трудности, занятия в наших кружках и студиях ведутся бесплатно. Если в городе на какие-то вещи родители имеют возможность скинуться, то у наших селян даже такой возможности, как правило, нет… Зато тяга к творчеству есть! Например, наш вокальный коллектив «Сударушка» не был создан кем-то «сверху», а самоорганизовался.

– А на гастроли ваши коллективы выезжают?

– Участвуем во многих мероприятиях районного масштаба, а за пределы Майнского района выехать удается крайне редко, поскольку для этого нужны деньги хотя бы на бензин. Сейчас в области проводится много творческих фестивалей, и мы бы рады в них принять участие. Но, увы, все упирается в финансы. Ездили, правда, в Барыш – на фестиваль «Зажги свою звезду» – вывозили наших юных вокалисток.

– Что все-таки нужно сделать со стороны министерства и местных властей, чтобы культура в Тагае процветала?

– Конечно, волшебной палочки у них нет, так что мгновенно добиться каких-то положительных изменений едва ли возможно. На самом деле, нужны как минимум три вещи: достойные условия для работы, чтобы привлечь квалифицированные кадры, возможность работникам культуры постоянно профессионально расти, а жителям села – показать свои таланты на различных площадках области и за ее пределами. Творчество, если оно не находит отклика в людских сердцах, может и зачахнуть…

– Недавно вы приняли участие в съемках сериала «Морские дьяволы». Что за роль? Как вообще удалось попасть на съемочную площадку?

– Совершенно случайно узнал, что ряд серий снимается в Ульяновске. Знакомые сообщили, что нужен исполнитель эпизодической роли командира отряда «Барракуда», аналогичного легендарной «Нерпе». У меня там всего несколько реплик, но режиссер предложил мне ехать со съемочной группой в Питер, где съемки будут продолжены. Я отказался, поскольку и здесь дел хватает…

Владимир Кочкин, фото из архива Игоря Кондратьева

Комментарии (0)

вызов ввода комментариев Добавление комментариев закрыто.

ЛЕНТА СОБЫТИЙ

Архив

ДРУГИЕ НОВОСТИ

РСХБ планирует расширить возможности покупки своих облигаций физическими лицами

21 November 2017  |     0      : 3 |  Подробнее

Истории старого дома

15 November 2017  |     0      : 82 |  Подробнее

Создать классы мордовского языка

15 November 2017  |     0      : 51 |  Подробнее



СВЕЖИЙ НОМЕР

Номер: №22 (710) 1 ноября 2017 года

Анонс номера:



Создание сайта: ITproger.ru