ONLINE Газета
для семейного чтения

Понедельник 20 Мая 2019

  1. Главная
  2. О газете
  3. Контактная информация
  4. Редакция
  5. Размещение рекламы

Бывает – башни сносит

Автор: Редакция
Дата: 07 March 2019
Просмотров: 158

Печальная судьба железнодорожного вокзала до сих пор тревожит жителей Майны, которые справедливо считают себя обделенными и обманутыми. В конце восьмидесятых годов компания «Российские железные дороги» единоличным решением, ни с кем не посоветовавшись, снесла в райцентре старый железнодорожный вокзал. Он, по словам главного архитектора района Евгения Пестова, был не в лучшем состоянии.

Андрей Школьный, фото автора

– Но у меня был план его реставрации, – возмущается Евгений Николаевич. – И его можно было недорого отремонтировать. Но в один прекрасный день мы просто узнали, что вокзал снесли.

Майнцы до сих пор вспоминают тот вокзал. Все меньше людей помнят, что уютен он был буфетом. Все больше переживают, что просто нет крыши над головой, когда нужно куда-то уехать. И периодически шлют запросы в администрацию железной дороги с требованием построить новый вокзал. Кивая на соседнюю Вешкайму – мол, там большой, светлый, а у нас вообще никакого по вашей вине.

Строить вокзал дорога не хочет. То есть вообще. Все ответы пишут в Майну как под копирку – пассажиропоток маленький, вокзал не нужен, а кому надо спрятаться от дождя и холода, так мы специально для вас арендовали часть зала у автовокзала.

Между тем «часть зала автовокзала» работает с половины шестого утра до половины шестого вечера. В это время в Майне останавливается ровно половина всех пассажирских поездов, которые вообще здесь останавливаются.

В своем последнем ответе майнцам заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин пишет, что в Майне «среднесуточный пассажиропоток составляет 139 человек в пригородном сообщении и 16 в дальнем». Видимо, настаивая на том, что для такого количества людей вокзал в райцентре не обязателен, пусть мерзнут. 139 человек в сутки. 4170 человек в месяц. Пятьдесят тысяч человек в год…

Железная дорога совершила еще одно плохое дело в Майне. В 2009 году. И многие подумали тогда – вот их сейчас за это накажут и обяжут построить вокзал. Во всяком случае, Шарпудин Хаутиев, руководивший тогда областным комитетом по культурному наследию, предполагал, что, если дело будет доведено до суда, компанию как-нибудь накажут. Может быть, к примеру, заставят построить новый вокзал.

Что же случилось в 2009-м? В октябре того года, так же стремительно, как участь вокзала, была решена участь ровесницы поселка – пристанционной водонапорной башни. Что уж такого плохого нашли в ней специалисты КбшЖД, неизвестно. Тогдашний начальник станции Майна Анатолий Блинков говорил:

– Из Ульяновской дистанции гражданских сооружений в Майну приезжали специалисты. Обследовали, выявили какие-то необратимые изменения, доложили начальнику Куйбышевской железной дороги Сергею Юрьевичу Кобзеву. И, по согласованию с ним, решили сооружение снести.

Разобрали башню несколько рабочих кирками и молотками за один день. По Майне тогда полетел нелепый слух, что на месте башни собираются строить новый вокзал, поэтому – не жалко. Но дорога и не собиралась строить вокзал. Она просто снесла на всякий случай 111-летнюю башню. Которая, как оказалось, была вновь выявленным памятником культурного наследия.

Майнский краевед Владимир Воробьев, чрезвычайно взволнованный тем происшествием, со страниц газеты тогда напоминал, что никто не смел единолично решать вопрос о сносе памятника истории, символа поселка. Что за башню отвечала не железная дорога, а государство.

Но государство так и не смогло добиться справедливости: за снесенный памятник культурного наследия так никто и не ответил. В Майну тогда, в 2009-м, приезжали специалисты комитета по культурному наследию. Обращались с заявлением в прокуратуру. Вроде как в полиции им поначалу отказали в возбуждении уголовного дела, потом все-таки под каким-то нажимом возбудили. А чем все это закончилось – совершенно неизвестно.

Руководство КбшЖД заявило тогда, что не знало о присвоенном башне статусе объекта культурного наследия, ведь «комитет по культурному наследию не уведомил их в законном порядке».
– Государственные списки, включающие объекты, охраняемые государством, начали появляться с 1990 года, а в 1999-м в этот список попали и так называемые вновь выявленные памятники истории. К ним относится и водонапорная башня в Майне, – отмечал Шарпудин Хаутиев.

Слова о том, что комитет не предупредил железнодорожников о постановке башни на государственную охрану, он считает просто неуместными.

 – Для этой башни подобного уведомления не требовалось, компании имели доступ к государственным спискам и опубликованному в 1999 году распоряжению главы администрации области, – говорит Хаутиев. – Им сейчас только и остается, что ссылаться на то, что они не были уведомлены.

Как бы там ни было, в пострадавших оказался не комитет, не железная дорога, а только Майна. Во-первых, в ней стало на два исторических объекта меньше. Это очень печально именно теперь, когда официальная область взяла курс на повышение туристической привлекательности региона. А во-вторых, пассажиры Майны – районного центра Ульяновской области! – остались без вокзала. Единоличным решением безнаказанного монополиста.